II квартал 2009 года

Предоставление дополнительных услуг в МФЦ 

Да, дополнительные (не государственные и не муниципальные) услуги в МФЦ планируется предоставлять (фактически они и предоставляются в МФЦ г. Ульяновска на бульваре Фестивальный, 12). В первую очередь это услуги по приёму различных платежей, предоставляемые ООО «РИЦ». Кроме того, будут предоставляться услуги нотариуса, при необходимости в МФЦ можно будет разместить кабинет представителя областной коллегии адвокатов, планируется установка банкомата, будут предоставляться услуги по копированию документов. 

 

 «Временные» регламенты – временное решение вопроса с утверждением регламентов по услугам, переданным на предоставление на муниципальный уровень  Предложение утверждать часть регламентов в качестве временных появилось после того, как прокуратуры в некоторых муниципальных образованиях запретили утверждать регламенты нормативными правовыми актами на районном уровне. Это — регламенты ЗАГС, департамента социальной защиты населения и архива.
 Данная проблема возникла в первую очередь из-за неясностей в действующем законодательстве: с одной стороны, требуется, чтобы документы общего пользования (а именно таковыми и являются административные регламенты) утверждались нормативными правовыми актами, а с другой стороны, являясь документами, которые передаются на уровень района с вышестоящих уровней власти, их утверждение резонно опротестовывается прокуратурой.

 Для временного решения этой проблемы и возникло предложение утверждать регламенты, во-первых, приказом либо грифом «Утверждаю» Главы муниципального образования, а, во-вторых, в регламентах ЗАГС, ДСЗН и архива слово «административный» [регламент] заменить на «временный» - до появления определённости на федеральном уровне как, кем и на каких условиях регламенты в рамках административной реформы могут утверждаться (т.е. появления на федеральном уровне Постановления, Распоряжения, закона либо иного законодательного или нормативно-правового акта).

 

 Размещение в СМИ административных регламентов, утверждаемых грифом «утверждаю»  В соответствии с постановлениями о порядке разработки и утверждения административных регламентов их тексты должны быть размещены в СМИ. Ясно, что регламенты большого объёма сложно размещать на страницах печатных СМИ. В этом случае в СМИ может быть размещена информация о том, что в таком-то муниципальном образовании утверждены такие-то административные регламенты. Сами полные тексты регламентов можно разместить на сайтах муниципальных образований, а в печатных изданиях обязательно разместить Интернет-адреса (ссылки) регламентов. Используя эти ссылки любой гражданин сможет ознакомиться с полными текстами регламентов.

 При этом указание на документ, которым утверждаются регламенты, не будет противоречить действующему законодательству, тем более, если в печатных СМИ размещены только анонсы с указанием ссылок на тот электронный ресурс (сайт), где находятся полные тексты регламентов.

 

 Сокращение сроков предоставления услуг   В некоторых подведомственных мэрии г. Ульяновска подразделениях, предоставляющих муниципальные услуги, появилось однозначное мнение о том, что «раз в законе (приказе, постановлении, распоряжении и т.п.) указан максимальный срок предоставления услуги, значит, и мы будем предоставлять услугу на основании этих нормативных документов». На самом деле такое мнение показывает, что чиновники совершенно не хотят оптимизировать свою работу, считая, что раз указанные в НПА сроки обеспечивают им перерывы в работе на чай или перекуры, то жертвовать этими перерывами в угоду работе (т.е. в пользу снижения срока предоставления услуги) ну никак нельзя.
 А теперь давайте откроем постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» и постановление Правительства Ульяновской области №183-П «Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг». В них, соответственно, в п. 5 (1.6.), подпункт г) сказано: 
 «При разработке административных регламентов орган исполнительной власти предусматривает оптимизацию (повышение качества) исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), в том числе сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)».
 Проще говоря: СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ, которое должно соблюдаться при разработке административного регламента. Невзирая ни на какие законодательные акты, в которых написано «не более», а не «не менее». В подобных отказах проявляется не только чиновничья лень и неуважение к гражданам, на которых сами же чиновники и работают, но и, возможно, нежелание уйти с замечательного поля для всем понятных коррупционных проявлений.


 Внешняя отделка зданий МФЦ

 Единого стандарта по оформлению зданий для размещения МФЦ пока нет. На федеральном уровне в настоящее время рассматриваются предложения, которые поступили от регионов, однако в случае не принятия решения по единому формату МФЦ на федеральном уровне, в Ульяновской области будут использованы цветовые решения и логотип МФЦ, которые были предложены нами. То есть само здание – в мягких, не раздражающих светлых тонах, без вычурностей и лепнины, с логотипом и иной атрибутикой, которая уже используется на вывесках и табличках в ульяновском МФЦ на бульваре Фестивальный, 12.

 

 Стандарты качества муниципальных услуг – что это?  Стандарты качества муниципальных услуг – это нормативные правовые документы, которые закрепляют общие требования к качеству предоставления услуг. То есть то, как услуга должна предоставляться в целом, без оглядки на предоставление конкретных услуг. Имея в наличии стандарт качества предоставления муниципальной услуги, им можно пользоваться при разработке административных регламентов, а также требовать, чтобы эти стандарты соблюдались при предоставлении услуг в отраслях. 
 Кстати, именно в этих целях был подписан Закон Ульяновской области №97-ЗО от 09.07.2007 «О стандартах качества оказания государственных услуг в Ульяновской области». Кроме того, 18.06.2008 вышло постановление Правительства Ульяновской области №278-П «О порядке оценки соблюдения стандартов качества государственных услуг, утвержденных в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики».
 На муниципальном уровне должны быть разработаны собственные стандарты – с учётом действующего законодательства большей юридической силы.


 Проблемы со штатами в муниципальных образованиях (кадровый вопрос)

 Вопрос задаётся повторно. И – увы! – его решение по-прежнему возможно двумя основными способами: увеличением штатки, чего в условиях кризиса сделать не получится, либо вменение полномочий по ведению направлений административной реформы сотруднику или сотрудникам, занятым по профилю решением иных вопросов. В текущих условиях работа по принципу «за себя и за того парня» - мера вынужденная и, однако, необходимая. Достаточно только добросовестно и честно относиться к работе, при этом всегда рассчитывать на помощь со стороны отдела административной реформы департамента информационных технологий Правительства.

 

 Регламенты взаимодействия на уровне МФЦ – кто, как и когда будет их разрабатывать?

 Этот вопрос сегодня один из наиболее сложных – из-за неизученности на уровне страны и отсутствия понятных нормативных документов. На уровне РФ таких регламентов пока нет, хотя их разработка включена план проведения административной реформы в федеральных структурах на 2009 год. Вместе с тем, на уровне регионов необходимо обеспечение предоставления услуг на базе МФЦ, то есть нужно прописать порядок предоставления каждой отдельной услуги на уровне отношений между органами власти. Поэтому вероятнее всего такие регламенты будут разработаны – по двум-трём «пилотным» услугам – силами органов-участников предоставления услуги, а также будут согласованы и предложены для тиражирования на другие услуги.

 

 Качество экспертизы административных регламентов

  Да, на регламенты, разработанные некоторыми муниципальными образованиями, поступили претензии, которые были адресованы экспертам, проводившим их экспертизу. Нами были проверены эти регламенты и выявлено, что, несмотря на наличие подробных экспертных заключений (а эксперты выполнили свою работу как того требовал от них контракт) некоторые районы халатно отнеслись к внесению изменений в проекты регламентов, которые им были рекомендованы в экспертных заключениях. Поэтому, если при получении очередного регламента от какого-либо ОМСУ выясняется, что в него не внесены изменения в соответствии с экспертными заключениями (по-прежнему не соблюдена структура, неполное или с ошибками - в т.ч. правовыми - содержание) – необходимо поставить об этом в известность сотрудников отдела административной реформы, чтобы что в дальнейшем работа над регламентами специалистами данного ОМСУ была взята на особый контроль со стороны Правительства области.

 

 Ситуация с областным управлением ЗАГС: отказ в 2008 году от разработки административных регламентов предоставления государственных услуг, переданных на муниципальный уровень, и запрет в 2009 году на разработку и утверждение муниципалами отраслевых административных регламентов  Ситуация, безусловно, неприятная. Однако в рекомендациях ЗАГС прослеживается вполне понятная логика: ведь услуги, которые переданы на муниципальный уровень (как уже говорилось выше), всё-таки являются государственными. Чтобы исключить возможные ошибки (как технические, так и правовые), областной ЗАГС старается взять на себя разработку регламентов, в том числе и для муниципалов. Вопрос с услугами, переданными на муниципальный уровень, планируется решать в том числе с привлечением представителей прокуратуры для окончательного определения принадлежности услуг, регламенты по предоставлению которых мы выше назвали «временными».
 Регламенты ЗАГС, ДСЗН, архива – это регламенты государственных услуг. Кто их должен разрабатывать и утверждать?

 Частично ответ на этот вопрос дан в предыдущем вопросе. Вместе с тем хотим подчеркнуть, что в случае каждого ИОГВ, вопрос будет решаться индивидуально, путём согласования вопросов разработки регламентов с участием юристов и специалистов прокуратуры. При этом не будем забывать, что такие регламенты уже разрабатывались – в связи с тем, что эти услуги либо являются социально значимыми, либо носят массовый характер. В связи с коллизиями, связанными с законодательством, а также с учётом прецедента с Управлением ЗАГС, считаем необходимым именно согласование вопроса разработки регламентов по таким услугам силами соответствующих ИОГВ.

 

 Финансирование деятельности МФЦ

  Вопрос задаётся повторно. Ранее на этот вопрос был дан однозначный ответ: финансовое обеспечение МФЦ как юридического лица берёт на себя тот уровень власти, который учредил МФЦ. В нашем случае – в связи с выходом распоряжения Правительства Ульяновской области №180-пр от 07.04.2009 «О создании областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» финансирование деятельности МФЦ берёт на себя Правительство Ульяновской области (на основании государственных заданий). При этом в финансировании есть один нюанс: частично (в рамках ст. 30 Федерального закона №281-ФЗ от 25.12.2008 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») предоставление услуг компенсируется за счёт средств, выделяемых ИОГВ на предоставление государственных услуг (также в соответствии с государственными заданиями). Но как должна финансироваться деятельность МФЦ при предоставлении части федеральных и муниципальных услуг (также в рамках 281-ФЗ) пока неясно. Федерального законодательства на этот счёт нет. И если с порядком предоставления услуг в МФЦ, а также с описанием тех частей услуг, которые будут передаваться с полномочиями в МФЦ из органов власти всех уровней, всё понятно (заключаются соглашения между ОГАУ «МФЦ» и органами власти и местного самоуправления), то на основании каких нормативно-правовых документов и в каких суммах будет финансироваться работа МФЦ в случае ТОФОИВ и ОМСУ, сейчас сказать нельзя. Вместе с тем есть и обнадёживающие моменты: в III квартале текущего года должно появиться Постановление Правительства РФ, в котором должно найти отражение описание процессов, происходящих в МФЦ и как с технической точки зрения, и как с финансовой и правовой.

 

 Как исправить в установленном в ОМСУ ПО «Реестр» слово «государственных» на «муниципальных»? Организация передачи данных из муниципальных реестров на портал государственных услуг Ульяновской области  Пока исправить эту ошибку нельзя: программное обеспечение распространялось как «заточенное» по региональные структуры власти. Разработчики программы утверждают, что вторая версия позволит вносить в ПО необходимые изменения. Однако уже сейчас нет препятствий для того, чтобы начать вносить данные из регламентов (основного «поставщика» информации для ПО «Реестр»/»Портал») в базы данных программы. Наименование «Портал ГОСУДАРСТВЕННЫХ услуг» - лишь временное неудобство, которое впоследствии устранится.
 Что касается способа передачи данных на Портал государственных услуг Ульяновской области, то в данном случае будет использоваться сеть Интернет для размещения на самом портале ссылок на перечни муниципальных услуг с возможностью получения информации о предоставлении собственно муниципальных услуг по каждому муниципальному образованию (разумеется, только в той части данных, которая может быть предоставлена в соответствии с действующим законодательством в части защиты информации и персональных данных).


 Реестр государственных услуг и реестр бюджетных услуг – не одно и то же

 От одного из муниципальных образований поступило предложение вменить в полномочия специалистам, ответственным за ведение реестра бюджетных услуг, ведение и реестра услуг муниципальных. Считаем, что это решение ошибочное: по той простой причине, что реестром бюджетных услуг занимаются финансисты, а реестр муниципальных услуг ведётся собственно органами местного самоуправления, предоставляющими эти услуги. Кроме того, реестр муниципальных услуг имеет уникальную структуру, отличную от любого другого реестра (см. постановление Правительства Ульяновской области №449-П от 23.10.2008 «Об утверждении положения о порядке формирования, ведения и использования сводного и отраслевых реестров государственных услуг Ульяновской области»), а также касается вопросов, относящихся более к управленческой деятельности ОМСУ, нежели к финансовой. Поэтому ведение реестра бюджетных услуг вовсе не обязывает специалистов финансовых служб вести ещё и реестры услуг.

 

 Каков порядок утверждения административных регламентов?  Как уже неоднократно говорилось на всевозможных семинарах и совещаниях, порядок разработки и утверждения административных регламентов прописан в двух основополагающих документах:
 1. Постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»
 2. Постановлении Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2009 года № 183-П «Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).
 Данные документы содержат всю необходимую информацию о том, как разрабатывать регламенты, какие условия при разработке должны быть соблюдены (особо подчеркнём, что регламент ОБЯЗАН предусматривать сокращение сроков предоставления услуги, не взирая на нормы, закреплённые в законодательстве (см. п.3. настоящей таблицы)).


 Если в общем перечне регламентов, которые разработаны всеми муниципальными образованиями, есть регламенты, которые в каком-либо районе не оказываются (т.е. за районом не закреплены функции, которые влекут за собой предоставление таких услуг), то нужно ли эти регламенты также адаптировать и утверждать?  Не нужно. Исходите из того, что вся работа должна строиться в имеющемся правовом поле. Если в полномочиях района, в нормативной правовой документации не предусмотрено предоставление какой-либо услуги из общего перечня, то и утверждение регламента по такой услуге не требуется. Всё должно быть законно.
 Принципы и процедуры управления по результатам. Основные понятия и примеры  Управление по результатам подразумевает формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти. Оно предполагает модернизацию управленческого учета, что позволит распределять ресурсы (финансовые, кадровые) по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение поставленных задач.
Проектное управление подразумевает использование механизма внутреннего аудита, позволяющего оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов.
 Реализация запланированных целей включает регулярную оценку рисков, препятствующих достижению намеченных целей.
 Во многих странах мира, например, детальная разработка функций, обязанностей, прогнозных показателей и стандартов работы тесно связана с процессом стратегического планирования и бюджетирования. Например, в Новой Зеландии, цели и запланированные мероприятия для каждой правительственной программы согласуются с предполагаемыми результатами и уровнем их достижения. Далее проводится согласование бюджетных параметров с учетом необходимости финансирования тех направлений деятельности, которые представляются наиболее приоритетными по сравнению с другими задачами.
 При Кабинете министров Великобритании учреждено контрольное подразделение премьер-министра (Бюро), задачей которого является обеспечение реализации приоритетных направлений деятельности правительства. Бюро совместно с Министерством финансов согласовывает контрольные показатели Соглашений об оказании общественных услуг, которые должны заключаться с ведомствами. Бюро обязано обеспечить общее улучшение результатов деятельности правительства путем «установления жестких приоритетов, критической оценки предложений ведомств, поиска эффективных путей решения возникающих проблем, углубления сотрудничества»


 Информирование о проведении мероприятий административной реформы на уровне руководства Ульяновской области

 На уровне руководства области информация о проведении административной реформы активно освещается руководителем аппарата Правительства Светланой Владимировной Опёнышевой. Так, в течение 2 квартала такие материалы публиковались в печатных СМИ («АиФ-Ульяновск»), а также размещались в блоге руководителя аппарата и активно обсуждались на региональных форумах.

 

 

 Необходимость принятия на работу технического специалиста для обеспечения своевременного формирования отчётов и запросов по административной реформе   Кадровая проблема сейчас – одна из наиболее острых. Чаще всего выполнение работ, касающихся мероприятий административной реформы, ложится на плечи ответственных по её проведению и — разово — на тех специалистов, которые в данный конкретный момент «чуть свободнее». В муниципальных образованиях увеличение количества ставок чревато непредусмотренным увеличением расходов муниципального бюджета. Качество работы в области реформы, естественно, страдает от того, что её не уделяется должного внимания с кадровой точки зрения. Исполнителям часто приходится выполнять техническую работу по сбору данных, обработке, формированию отчётов и пр.
 В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность подключить к работе в части административной реформы бывших заместителей руководителей аппаратов администраций МО. Сотрудники отдела административной реформы департамента информационных технологий Правительства Ульяновской области провели устные консультации с сотрудниками управления внутренней политики Правительства Ульяновской области, которые подтвердили, что должности заместителей руководителей аппаратов администраций упразднены в связи с необходимостью сокращения бюджетных расходов. При этом функционал таких специалистов остался прежним, то есть он ничем не заполнен.


 Кто должен работать («вести») в ПО «Реестр»?

 В ПО должен работать тот специалист, который прошёл обучение работе с этим ПО во II квартале в Правительстве области (ответственный за ведение реестра муниципальных услуг в муниципальном образовании). Его работа заключается в том, что он будет заполнять поля базы данных этого ПО информацией из административных регламентов предоставления муниципальных услуг. При этом в базу данных в случае каждого конкретного муниципального образования попадут только те услуги, предоставление которых не противоречит местному законодательству, а также нормативным актам большей юридической силы. Роль ответственного по административной реформе в данном случае заключается в информировании ответственного за ведение реестра обо всех изменениях, которые проходят как в перечне услуг в реестре, так и в регламентах.

 

    Разделы сайта