I квартал 2009 года

ВОПРОС
ОТВЕТ 
 Как внедрять административные регламенты в поселковых администрациях?

В связи с тем, что часть услуг предоставляется на уровне поселковых администраций (как то услуги ЗАГС), есть необходимость обеспечения этих администраций регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг. Схема внедрения регламентов проста: муниципальное образование (далее – МО) разрабатывает регламент, который после утверждения доводится до руководителя поселковой администрацией с рекомендациями использовать его (регламента) положения при предоставлении услуги. В случае, если регламент является сложным и в предоставлении описанной в нём услуги принимает участие несколько органов местного самоуправления, а также вышестоящие органы власти, то поселковая администрация оказывает услугу в порядке, приведённом в самом регламенте. То есть предоставление услуги начинается с органа власти, в который заявитель обращается в первую очередь, а затем процесс продолжается в соответствии с регламентом до получения заявителем результата услуги.

 

 Как внедрять административные регламенты, разработанные другими муниципальными образованиями, в муниципальных структурах г. Ульяновска?

В процессе консультаций с представителями мэрии г. Ульяновска не все административные регламенты, разработанные другими МО, могут использоваться структурами мэрии областного центра. Это связано с тем, что городское законодательство несколько отличается от законодательства других МО. Кроме того, сама структура мэрии и связанное с её особенностями распределение полномочий также не позволяет использовать типовые регламенты других МО напрямую. В этом случае разработанные не ульяновскими структурами регламенты на уровне города необходимо перерабатывать в большей степени, нежели другим МО. Избежать этой проблемы можно единственным способом: разрабатывать структурам мэрии регламенты муниципальных услуг самостоятельно. Но в данном случае сроки разработки регламентов могут оказаться несравнимо большими, нежели сроки, необходимые на адаптацию регламентов. Поэтому предложен выход: осуществлять адаптацию ранее разработанных регламентов на уровне муниципальных городских структур с учётом местного законодательства. 

 

 Правовой аспект внедрения регламентов, разработанных и прошедших экспертизу в одном муниципальном образовании, в других МО области (т.е. действительно ли регламенты являются типовыми)

 

 Да, такие регламенты являются именно типовыми, поскольку законодательство на местном уровне регулируется 131-м Федеральным Законом, перечень полномочий по которому является единым для всех МО. Кроме тех, разумеется, полномочий, которыми могут наделять себя сами МО в случаях, не противоречащих законодательству.

 

 

 Полный реестр услуг и функций на муниципальном уровне, в соответствии со 131-ФЗ, является типовым. Можно ли его разработать по схеме, аналогичной разработке регламентов в МО? То есть путём общего сбора муниципальных услуг и функций, согласования полученных реестров с МО и рекомендация использовать его в каждом МО?

 

 Можно. Более того, реестр услуг таким образом уже составлен сотрудниками департамента информационных технологий. По нему сейчас ведётся разработка регламентов по известной МО схеме: распределения регламентов для разработки по МО. Что касается реестра функций, то его составление и, соответственно, разработка регламентов функций, целесообразна после того, как будут завершены работы по оптимизации функций ИОГВ и ОМСУ в Ульяновской области (к началу августа текущего года). Принцип составления реестра функций, разумеется, будет аналогичен принципу составления общего реестра услуг ОМСУ.

 

 

 Причина низких показателей в рейтинге по результатам опроса, проводившегося в декабре 2008 года?

 

 

 

 

 С одной стороны причина кроется в качестве подготовке ответов на опрос. Как они [ответы] были составлены, так и была проведена оценка по ним. Чем внимательнее и добросовестнее ответы подготавливались и проверялись, тем больше информации было у аналитиков для адекватной оценки деятельности МО по проведению мероприятий административной реформы.

С другой стороны сам рейтинг показал истинное положение дел в МО с проведение реформы.

 

 Проблемы с кадрами в муниципальных образованиях: нехватка специалистов отрицательно сказывается на качестве работы в части проведения административной реформы. Как эти проблемы решать?  Эта проблема, безусловно, является сегодня наиболее острой. Решить её можно попробовать двумя путями:
1) в МО в помощь специалистам, ответственным за проведение административной реформы, определить сотрудника, которому передать решение части вопросов. Ясно, что это дополнительная нагрузка, но в противном случае – чтобы ею не нагружать отраслевых сотрудников – придётся решать вопрос вторым способом:
2) увеличивать штат на дополнительную единицу, в исключительное ведение которой войдёт работа по реализации мероприятий административной реформы в МО. В таком случае в бюджетах МО должны быть предусмотрены дополнительные средства, что в нынешней финансовой ситуации вызовёт вполне понятные сложности.
Однако оба способа имеют право на существование. Особенно с учётом того, что объём работы по проведению административной реформы в МО постоянно увеличивается.


 Проблема взаимодействия с ИОГВ Ульяновской области в рамках разработки регламентов: ИОГВ разрабатывают регламенты, которые также являются руководящими и для МО, но от ИОГВ до МО информация о разработке таких регламентов не поступает

 

 

 Эту проблему разрешить достаточно просто: информация о разработке регламентов, во-первых, обязана размещаться в местах общественного доступа (сайтах, СМИ) органом, который разрабатывает регламент, а, во-вторых, можно найти её на сайте административной реформы Ульяновской области www.admref.ulgov.ru. Кроме того, если говорить о взаимодействии при разработке регламентов, то в случае «сложного» регламента (при предоставлении услуги по которому участвуют несколько органов с разных уровней власти), то такой регламент должен согласовываться всеми ТОФОИВ, ИОГВ и ОМСУ, которые принимают участие в предоставлении регламентируемой услуги. То есть информация о разработке регламента должна доводиться до участников предоставления услуги разработчиком регламента. Не всегда это происходит, поэтому уместно проявлять инициативу самостоятельно.

 

 Кто должен назначаться ответственным по проведению административной реформы в МО (отрасль, подчинённость, специальность по образованию)

 

 

 

 

 Опыт других регионов РФ показывает, что курируют вопросы административной реформы специалисты 3-х специальностей: юристы, кадровики и экономисты. В большинстве случаев эти специалисты (кроме экономики) выведены в подчинение руководителей аппаратов. Экономический блок в качестве куратора вопросов административной реформы фигурирует реже других и присутствует постольку поскольку эти вопросы на федеральном уровне «ведутся» Министерством экономического развития РФ. Особых требований к сотрудникам нет, поскольку сама по себе реформа – совершенно новый «предмет изучения». В любом случае при выборе сотрудника, который бы являлся ответственным за проведение мероприятий реформы, решение остаётся за руководителем органа власти. В Ульяновской области вопросы административной реформы находятся в ведении руководителя аппарата Правительства Ульяновской области Опёнышевой Светланы Владимировны.

 

 ПО «Реестр муниципальных услуг» - сроки установки?

 

 Данное программное обеспечение уже установлено почти во всех МО Ульяновской области (143 из 167).

 

 Способ формирования реестра (по отраслевому признаку, по алфавиту, иные способы)

 

 Удобнее по отраслевому признаку – и для самих органов власти, и для заявителей. В последнем случае необходимо разъяснять заявителям вопросы принадлежности той или иной услуги к определённой отрасли (в СМИ, путём размещения объявлений в местах предоставления услуги, в сети Интернет).

 

 Когда и как будут открываться МФЦ в МО?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В перспективе (к 2012 году) свой МФЦ должен появиться в каждом МО области. В 2009 году планируется приступить к разработке проектно-сметной документации (далее – ПСД) ПСД в следующим МО:
1. г. Димитровград
2. г. Новоульяновск
3. Инзенский район
4. Карсунский район
5. Николаевский район
6. Новоспасский район
7. Сенгилеевский район
8. Старомайнский район
9. Сурский район
10. Чердаклинский район
Разработку ПСД необходимо провести за счёт средств бюджетов МО на условиях, указанных в п.2. решения по вопросу №4 протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы в Ульяновской области № 01 от 01.04.2009 (материалы к заседанию Комиссии находятся здесь: http://www.admref.ulgov.ru/commission/150/216.html)

В 2010 году, при наличии достаточных средств в бюджетах МО и Ульяновской области, в 10 указанных МО предполагается начать работы по реконструкции помещений под МФЦ. В 2010-11 году аналогичную работу (разработка ПСД и, по возможности, начало реконструкций) планируется провести в других МО. Муниципальным образованиям области рекомендовано предусмотреть в своих бюджетах средства как минимум для разработки ПСД.

 

 Как предполагается финансировать работу МФЦ (источники, основание)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 Начальник отдела административной реформы Министерства экономического развития РФ М.В. Кирсанов, присутствовавший на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы в Ульяновской области 23.01.2009 особо подчеркнул: МФЦ должен финансироваться из средств бюджета того уровня власти, который является организатором МФЦ. В случае с Ульяновской областью расходы по содержанию МФЦ несёт бюджет Ульяновской области. Это дополнительные расходные обязательства (в связи с тем, что МФЦ не имеет права предоставлять услуги населению за плату кроме случаев, предусмотренных законодательством в виде оплаты пошлин, сборов и т.п.)

При этом организационно-правовая форма МФЦ, указанная в ФЗ №281 от 25.12.2008 позволяет МФЦ оказывать платные услуги, такие как услуги ксерокопирования, сдачи помещений в аренду/субаренду и т.п., - т.е. услуги, не связанные непосредственно с предоставлением государственных (муниципальных) услуг.

 

 

 Будет ли проводиться анализ функционала муниципальных образований на предмет их избыточности и дублирования?

 

 Да, будет. В плане Программы проведения административной реформы в Ульяновской области на 2009-2010 годы предусмотрено проведение работ по оптимизации функций ИОГВ и ОМСУ на конкурсной основе (п.3.1.1. плана, http://www.admref.ulgov.ru/govs/program/). Результаты этих работ должны быть представлены в Правительство Ульяновской области организацией-исполнителем не позднее августа 2009 года.

 

 Как изменится функционал специалистов после оптимизации структуры ОМСУ (укрупнение исполняемых функций в связи с сокращением некоторых должностей, другие действия)

 

 Это зависит результатов проведённых исследований, упомянутых в предыдущем пункте. Возможно и укрупнение, и сокращение функционала.

 

 

 

 Распределение регламентов между МО: как поступать, если данной услуги или функции в МО нет, либо у неё другое название?

 

 

 

 Если у услуги (функции), для которой необходимо разработать регламент, в отдельно взятом МО другое название, то такое название должно соответствовать нормативной правовой базе этого МО. Ничто не запрещает разработчику уточнять наименование функции и услуги, особенно с учётом того, что регламенты МО являются типовыми и будут после экспертизы и одобрения Комиссией по административной реформе области адаптироваться в каждом МО индивидуально.
Если этой услуги (функции) нет вообще, то её по согласованию с департаментом информационных технологий нужно заменить на другую.


 Необходимо ли предусматривать софинансирование на проекты по реконструкции зданий под МФЦ?

 

 

 Да, необходимо. Помимо средств, которые МО должно израсходовать на разработку ПСД, нужно предусмотреть средства для софинансирования работ по ремонту и реконструкции зданий под размещение в них МФЦ. Эти работы будут финансироваться и из бюджета Ульяновской области, а также – при одобрении проектов Ульяновской области на поддержку проведения мероприятий административной реформы в РФ в 2009 году – из средств федерального бюджета.

    Разделы сайта